Вилли Мельников — глазами лингвиста(часть 1)

Комментарий Дины Никуличевой в связи с передачей «Тайны мира с Анной Чапман»

Феномен Вилли Мельникова — глазами лингвиста (часть1)

Вечером 11 февраля 2011 г на канале РЕН ТВ вышла передача о людях-феноменах.  В ходе ее подготовки  к нам в Институт языкознания РАН с просьбой провести лингвистическую экспертизу обратилась съемочная группа программы. Съемки комментариев по поводу  англоязычных, немецкоязычных, тюркских поэтических текстов, а также текстов, созданных Вилли Мельниковым с использованием языкового материала разных языков (муфталингвы»), продолжались в течение двух дней и в целом заняли не менее пяти часов съемочного времени. Понятно, что в ходе 45-минутной передачи, посвященной разным темам, мог быть показан минимум отснятого материала.  Но то, что в итоге вошло в двухминутный сюжет, выглядело настолько поверхностно, что, на мой взгляд, явно нуждается в комментарии.  Поэт и художник Вилли Мельников попал в странную компанию людей, чье тело сплошь покрыто волосами или бородавками, натягивающих кожу на лице  или прилепляющих к телу ложки и бревна. Наверное, в своем стремлении «раскрыть все тайны» Анне Чапман следовало бы все-таки  разделять, с одной стороны,  выявления физических патологий и откровенных фокусов (тут же в передаче и разоблачаемых) и, с другой стороны, исследования людей, способности мозга которых выходят за рамки привычной для нас нормы.

Феномен полиглоссии, описанный мной в книге  «Лингвистические и психологические стратегии полиглотов» носит, прежде всего, не физиологический, а личностно-психологический и социо-культурный характер.  Большую роль здесь играют: многоязыковая среда,  детские импринты, а также ценностные ориентиры в подростковом возрасте.  В передаче «Тайны мира» тема Вилли Мельникова началась с заявления о том, что, «очнувшись после ранения, он заговорил на ста языках»… Это совсем не так! До ранения в Афганистане Вилли уже знал шесть языков и начинал изучать новые. То есть «жесткие звенья», как это называла Н.П.Бехтерева, связанные с процессом усвоения множества языков, в его мозгу к моменту ранения уже были сформированы. Восстановление случилось далеко не сразу и проходило постепенно.  Но когда оно началось, то пошло по пути уже существовавших «жестких звеньев», которые не были затронуты ранением (как показали  результаты обследования мозга Вилли Мельникова нейрофизиологами из лаборатории МРТ НИИ неврологии РАМН, описанные в передаче Анны Чапман). Возможно, интенсификация «лингвистических» звеньев, произошедшая в мозгу Вилли, имела компенсаторную природу, восполняя функционирование пораженных участков. Но это лишь предположение. Ответ  может дать только всестороннее нейрофизиологическое исследование того, как функционирует мозг Вилли Мельникова в момент использования им уже известных языков и усвоения новых.

Ко мне же обратились как к лингвисту, призванному определить, насколько Вилли Мельников знает языки, на которых он создает свои поэтические произведения.

Уникальность этого человека состоит в том, что дать всестороннюю оценку его знания всех 104 языков одному человеку не под силу. Но это вполне осуществимо в рамках Института языкознания, поскольку в разных секторах здесь работают специалисты самой высокой квалификации — и африканисты, и тюркологи, и кавказоведы, китаисты, и иранисты, не говоря уж о специалистах по германским и романским языкам. Вилли рассказывает о том, что к нему также «приходят» и древние языки, например, арамейский или древнефарерский. Но у нас в институте есть  специалисты и по древним германским языкам, и по древнейшим индоевропейским языкам вплоть до хеттского. Так что, в принципе, такая экспертиза, проведенная совместными усилиями специалистов из разных секторов, вполне возможна. Было бы желание и согласие Вилли на ее проведение. Надеюсь, что со временем можно будет осуществить экспертизу на максимальном количестве языков.

Но все равно материала для предварительного лингвистического комментария набралось достаточно.

Нет комментариев на “Вилли Мельников — глазами лингвиста(часть 1)”
Извините, комментарии к записи закрыты.