Комментарии к заповедям Като Ломб — II.

Заповедь вторая:

Если желание заниматься языком слишком быстро ослабевает, не «форсируй»,
но и не бросай учебу. Придумай какую-нибудь другую форму: отложи
книгу и послушай радио, оставь упражнения учебника и полистай словарь
и т.д.

Комментарий Дины Никуличевой:

В первую очередь, об ослабевании энтузиазма. Это вполне нормально.
Ведь изучение языка — это длительный поцесс, который невозможно
одалеть с наскока. Чем более проработана индивидуальная мотивация,
(а этим мы специально занимаемся на семинаре),
чем более включены занятия в привычный ход повседневных дел (см.
комментарий к первой заповеди), чем больше человек умеет организовывать промежуточные успехи и хвалить себя за них (!) (это, кстати, является
одним из необходимых компонентов стратегии полиглотов), тем легче
преодолевается эта трудность. В любом случае полезно помнить несколько
вещей.

Изучение иностранных языков — процесс тем более успешный, чем в большей степени к сознательному усвоению языкового материала мы подключаем наше
бессознательное. А психологи часто говорят, что бессознательное
— это наш внутренний ребенок, который всегда остается в человеке
независимо от его возраста. Это значит, что обращаться к нему нужно
именно так, как мы обращались бы к ребенку. В детской психологии
широко используется такое понятие как «выбор без выбора»:
«Машенька, ты пойдешь спать, после того как сьешь яблоко и умоешься,
или когда выпьешь кефир и почистишь зубы?». Ребенок, который неохотно
укладывается спать, гораздо скорее выполнит просьбу, сформулированную
таким образом, нежели прямую директиву типа: «пей кефир, умывайся
и марш в кровать»! То же самое можно сказать о ситуации, когда энтузиазм
заниматься языком ослабевает. Я рекомендую «диалог с Бессознательным»:
«Дорогое Бессознательное, что ты хочешь делать сегодня?» «Если тебе,
действительно, не хочется делать то, что планировалось на этот день,
то, может быть, сделаем промежуточный тест?» (Для английского, скажем,
по Цветковой, Swan’у или TOEFL’ю.) «Или же просто прочитаем новую
грамматическую тему, а старую проверим завтра?» «Сегодня такое произошло
в мире! Давай-ка откроем Интернет и посмотрим, что пишут об этом
по-английски!» «Бессознательное, ты даешь мне понять, что устало
и хочешь отдыхать? Давай поставим на видео/DVD «Pretty Woman»/ «Chicago»
/ «Moulin Rouge» или что там тебе сегодня по душе?» «Хочешь послушать
британское радио или Толкиена на аудиокассете?»…

Набор вариантов безграничен и целиком зависит от ваших склонностей и предпочтений:
интересная книга или дамкий журнал, чат в англоязычном интернете
или английские песни под караоке, Animal Planet по НТВ+ или Comedies
по Космос ТВ. Чем больше таких возможностей выбора (options) мы
для себя создаем, тем более язык превращается для нас в естественную
языковую среду, воспринимаемую по принципу «хочу», гораздо более
ресурсному, чем принцип «надо».
Кстати, сегодняшний день предоставляет
нам намного больше таких возможностей, чем могла себе представить
Като Ломб, когда писала свою книгу!

И еще. Да здравствует принцип переключения внимания! Есть один
замечательный полиглот и интереснейший человек, Валерий Александрович
Куринский, с книгами которого по автодидактике я настоятельно рекомендую
познакомиться. Им был сформулирован несколько парадоксальный принцип
3 минут 14 секунд
. По его мнению, это то время, в течении которого
мы наиболее эффективно можем фокусировать внимание на каком-то языковом
(и не только) задании. Потом следует переключить внимание на какую-нибудь
другую работу, поменять вид языковой или любой другой деятельности,
чтобы потом опять вернуться к начатому и так много раз на протяжении
дня. Понятно, что само число условно и носит скорее метафорический
характер, благодаря своему сходству с числом пи. Смысл состоит в
том, чтобы четко отслеживать для себя тот временной интервал, в
течение которого вы продолжаете работать на живом интересе, с тем
чтобы как можно более эффективно и приятно использовать свой день
для решения множества важных задач.

И наконец. Что такое «форсировать»? Это значит идти наперекор протестам
бессознательного. Очень часто бывает так, что стойкое нежелание,
сопротивление, нахождение всевозможных оправданий, почему я сегодня
не могу заниматься, является отражением внутреннего конфликта, непроработанностисоотношения разных целей, одновременно присутствующих в вашей жизни. Насеминаре мы специально занимаемся подобными вопросами, связанными с тем, что в НЛП называется «экологичная формулировка цели». Порой уже одно это в корне меняет отношение к процессу изучения языка и снимает
возможные «пробуксовки».

Дина Никуличева

  • «Комментарии к 10 заповедям Като Ломб. Заповедь третья».
  • Нет комментариев на “Комментарии к заповедям Като Ломб — II.”
    Извините, комментарии к записи закрыты.